Много лет назад, студенткой 1 курса я услышала фразу, которая отложилась в сознании и максимально перевернула отношение к принятию себя, как вокалиста. «Ваше тело должно быть проводником вашего таланта и помощником во всем». Как же быть, если и дыхание взяли правильно и нотка та, а голос не струится и каждый звук доставляет дискомфорт? Если описанная ситуация знакома то эта статья именно для вас.
Давайте вместе разберемся, что же такое зажимы, и каковы причины появления. К примеру, вы хотите взять трудную для вас ноту или слог, и стремитесь это сделать, во что бы то ни стало. Ваша техника пения не позволяет сделать это правильно, как следствие на «помощь» приходит напряжение голосового аппарата - внешних мышц не участвующих в процессе звукообразования.
Зажим челюсти. Зажим нижней челюсти и языка крайне негативно сказывается на голосоведении. Этой проблеме способствует напряженный, тусклый, заваленный назад и «гнусавый» звук, а верхние и крайние звуки диапазона осуществляются путем «поддавания» воздушного потока на связки. Чтобы «разжать» этот зажим потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть «отстегнулась» от верхней и двигалась абсолютно свободно. Взявшись за подбородок попробуйте аккуратно подвигать нижнюю челюсть в разные направления таким образом, чтобы мышцы лица при этом не испытывали никакого напряжения. Убедившись что ваша челюсть двигается абсолютно свободно, возьмите любой текст и прочитайте вслух держа руку на подбородке, опуская ее (рукой) на каждой ударной А,О,Э. Следите за тем чтобы рот открывался по вертикали как можно шире,- и вы удивитесь ,на сколько громче и свободнее зазвучит ваш голос.
Зажим гортани. При пении «горлом» связки вокалиста испытывают что-то вроде спазма, теряя при этом способность свободной вибрации (колебаний). Фазы смыкания и размыкания по времени становится одинаковыми, а как следствие сильная осиплость и чрезмерный дискомфорт. Пока нет свободного горла – продолжать заниматься вокалом крайне опасно. Как убрать этот зажим? Тут все достаточно просто. Научитесь зевать «в голос» как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать зевоту искусственно, при этом обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, язык. Поговорите сквозь эту зевоту,( не забудьте открывать пошире рот) и вы почувствуете как изменится звук вашего голоса. Зевота не только снимает зажим, но и тренирует мышцы гортани, необходимые для красивой вокализации.
Зажим губ. Артикуляция в пении значительно активнее, чем в речи. Свобода верхней губы необходима для живой артикуляции. Ради максимальной продуктивности работа над произношением должна быть поровну разделена между верхней и нижней губами, без привлечения челюсти. Для этого рекомендуется чтение скороговорок. Сначала медленно крупной артикуляцией, затем быстро, не изменяя разговорную позицию в процессе выполнения.
А как же быть с психологическими зажимами?
Вредно могут действовать здесь возникающие эмоции стыда и страха, застенчивость и стеснение. В этом случае важно помнить : работая с голосом, мы работаем не только над вокалом, выстраиваем коммуникацию с внешним миром а так же с вашим внутренним самоощущением. Голос – это не только набор характеристик звучания, это свобода самовыражения. Тут может помочь верный помощник вокалиста – зеркало. Я рекомендую заниматься перед ним как можно чаще. Зеркало поможет видеть со стороны и следить за тем:
-как работает диафрагма,
-не поднимаются ли плечи во время вдоха,
-следить за положением гортани,
-внешней артикуляционной позицией, мимикой лица и тд.
И, наконец, зеркало поможет отработать актерское мастерство и подобрать крутой сценический образ. А там уже можно и собой полюбоваться, потому что вы - молодцы!