О профессиональном развитии музыканта
Строим из себя музыканта, как если бы мы строили дом
Сегодня мы поговорим о процессе становления музыканта. Безусловно, он длительный и многокомпонентный. Его, пожалуй, можно сравнить с процессом строительства жилого дома. Это настолько же ответственно и трудоемко, и также требует детальных проработок абсолютно всех мелочей. Иначе все может попросту рухнуть, пусть не сразу, так через год или два.

Каждый дом начинается с генплана! Наш музыкальный дом – не исключение. Давай посмотрим, какие элементы нам нужно будет «построить»?

Прежде всего, подумаем, оглядимся по сторонам, посмотрим на свой реальный дом – из чего он состоит? Что сразу бросается в глаза? Стены, крыша, окна, двери; обои, мебель, текстиль). Это то, что первое приходит на ум, то, что мы видим сразу, что делает наше жилище функциональным, теплым, уютным и красивым.

Для музыканта его стенами будут звукоизвлечение, ритмика, гармония, знание теории.

С крышей можно сравнить все то, что опирается на крепкие и ровные стены: умение импровизировать, сочинять, аранжировать. Это то, чему хотят и готовы учиться большинство начинающих музыкантов, переступающих порог школы. То, что на самом виду.

Приемы игры (овладение форшлагом, мордентами, вибрато, трюками с палочками) или пения (фальцет, микст, скрим, гроул и т.д. ) – это наш декор. Все мы понимаем, что декорирование нашей кривой кладки не только будет выглядеть нелепо, но и быстрее приведет к ее разрушению, ведь хрупкие стены не выдержат дополнительной нагрузки. Привет экстрим-вокалистам, которые не хотят заниматься вокальной базой;)

Декор мы можем и будем менять на протяжении жизни много раз – в зависимости от наших текущих увлечений, возраста, знаний, опыта и материальных возможностей (читай, исполнительского мастерства).

Есть еще один важный аспект, который не бросается в глаза, о котором многие часто забывают, но с которого начинается строительство любого дома, если это не шалаш из палок. Элемент, без которого ни одно строение не может быть признано капитальным и без которого оно просто очень быстро рухнет.

О чем же мы так часто забываем? Конечно, о фундаменте! Каждый архитектор и строитель подтвердит, что основа успеха любого проекта – это крепкий фундамент.

Стены и крышу можно, при необходимости, снести и отстроить заново – сделать более высокими и современными на вид, утеплить и т.д. – но только при условии, что старый фундамент не дает трещин. А чтобы заменить и существенно модернизировать фундамент, нам нужно будет снести весь дом подчистую и строить его с нуля. Поэтому так важно заложить крепчайшее основание для любого строительства.

Итак, что играет роль фундамента в становлении музыканта? Какова база, на которой «возводится» весь дальнейший музыкальный дом? Наверное, правильно все-таки сказать, что для разных инструментов этот фундамент (база) будет отличаться.

Базой для овладения вокалом является дыхание. "Необходимо обращать в звук каждую частицу выдыхаемого воздуха" говорил Энрико Карузо.

Поэтому вокалисты первым делом будут работать над дыханием. С умения правильно дышать и управлять воздухом начинается путь любого вокалиста – начинающий вокалист будет учиться работе с воздухом, приемам медленных и быстрых вдохов, типам атак звука.

Для уверенной работы с дыханием вокалисту потребуется также научиться контролировать свой мышечный корсет – какие мышцы и когда необходимо напрягать, какие держать в расслабленном состоянии.

Из дыхания и работы мышц складывается опора. И только научившись правильно дышать, по вокальному, можно учиться петь. Никак не наоборот.

Музыканты первым делом скажут о постановке рук и ног, ритмике, звукоизвлечении отдельных нот или ударов.

Поэтому при закладке инструментального «фундамента» начинающие гитаристы будут осваивать и отрабатывать длительности нот, их различные группировки, работать над хроматическими упражнениями ( всем известная «лесенка»), гаммообразными последовательностями. Скучно? Возможно, но у самых красивых и технически совершенных зданий фундамент, на этапе закладки – серая безформенная масса, которая сильно пачкается и долго застывает. Зато какие шедевры потом на всем этом строятся. Помни, что без глубокой проработки элементарных базовых упражнений, ты не сможешь играть уверенно и стабильно более сложные фигуры. Именно те, которые так вдохновляют в игре именитых музыкантов и за которыми ты и идешь учиться музыке!

И как бы не хотелось барабанщикам сразу сесть за ударную установку – фундамент закладывается на пэде: проработка ударов – техника отдельных ударов и их комбинаций (ритмических рисунков), работа над физикой движения, развитие ощущения темпа и понимание ритмической структуры музыки. Полиритмия и бласт биты не возможны без уверенной игры «чих-пух».

Многие начинающие музыканты не хотят понимать ценности этих упражнений – сопротивляются педагогам, делают их лишь бы как, стремятся побыстрее перейти к строительству стен и крыши, а потом удивляются, почему они не прогрессируют, получают травмы, портят связки.

Итак:

Правило номер 1. Пока не убедился, что твой исполнительский фундамент выдержит проектную нагрузку - не переходи к более сложным упражнениям! Не уверен сам – слушай педагога.

Правило номер 2. Над приемами исполнения работаем тогда, когда дом уже построен, стоит на крепком фундаменте, и защищает от ветра и дождя (возможных травм и критики, чего уж там) высокими стенами и мощной крышей.

Правило номер 3. В музыке должен быть смысл, суть. Причем, именно для тебя – твой собственный! Бывают большие красивые дома, в которых живется несчастно и холодно зимой, и бывают скромные домики, в которых тепло и уютно. Играй/пой то, что нравится тебе, а не то, что модно и престижно), но делай это качественно и грамотно.

И, конечно же, в доме должны бывать гости! Музыкальный дом должен быть полон друзей, гостей, родственников постоянно, иначе в нем довольно уныло в одиночку. Хотя отдыхать и играть для себя тоже иногда надо.

Желаем тебе построить такой дом, который выдержит любую нагрузку. Дом, в котором ты будешь счастлив! Удачи!
Made on
Tilda