Ты уже занимаешься музыкой или только собираешься сделать в этом направлении свои первые шаги? Самостоятельные или с помощью опытного преподавателя?
Сегодня самые лучшие мировые учебные материалы доступны буквально по щелчку мышки. Есть масса видеопособий, где все разжевано до мелочей, надо только проглотить. Существуют даже целые он-лайн-школы, где с учеником как будто занимается преподаватель, но..
Но у большинства самоучек все равно есть ряд довольно распространенных проблем. Откуда мы это знаем? Потому что мы с ними боремся каждый день! Народная китайская мудрость гласит: проще предотвратить, чем потом исправлять. Поэтому мы собрали топ самых распространенных сложностей у самоучек и расскажем тебе, как с ними бороться.
Данная статья будет полезна:
1. Новичкам, которые только подумывают о том, чтобы начать осваивать какой-либо музыкальный инструмент.
2. Ученикам, которые уже имеют определенные результаты, хотят их улучшить, но не понимают как.
3. Продвинутым музыкантам, которые никогда не занимались с преподавателем. Взгляд со стороны всегда важен. Вдруг у вас есть проблемы, которые мешают росту, а вы о них не знаете?
4. Ученикам, которые занимаются с преподавателями. Если ваш педагог не заинтересован в вашем росте, выполняет сугубо развлекательную функцию, не "мучает" вас упражнениями, вы уже какое-то продолжительное время посещаете его занятия, а прогресса не видите.
1. Несистемный подход к практике.
Как правило, самоучки не имеют четкого плана занятий, расписанных базовых упражнений, определенного времени для ежедневных занятий. Хотя многие тут могут возразить, что занимаются каждый день, под занятиями нужно понимать проработку и повышение техники, а не разучивание песен и повторение давно выученных риффов.
До определенного момента несистемный подход может работать. Как долго - вопрос индивидуальный. А потом неизбежны: длительное плато, снижение мотивации, крайне болезненный переход на системные занятия, понимание, сколько времени и усилий было потрачено зря, снова снижение мотивации, прекращение занятий, проданный на авито инструмент.
Немногие переживают этот переход и либо остаются на том же уровне, либо совсем завязывают с музыкой,будучи уверенными, что у них просто нет таланта, слуха, голоса, предложите свой вариант.
Гораздо лучше с самого начала определиться с целями и двигаться в нужном направлении. Составить сет упражнений на конкретную задачу: ритмику, развитие моторики, координации и раскоординации конечностей и т.д. Все в зависимости от ваших личных особенностей и конечных задач. И двигаться по строго заданной системе с ежедневными занятиями. А на досуге можно и любимые песни погонять. Это же всегда весело. Более того, так легче мониторить прикладной эффект от игры упражнений, что повышает мотивацию.
2. Пренебрежение базовыми упражнениями.
Большинство из тех, кто использует некоторую систему в своих занятиях, у кого уже есть тщательно проработанный сет ежедневных упражнений, составляют этот сет преимущественно из сложных и модных упражнений от именитых музыкантов. Это вроде бы окей и очень даже круто, но! почему в угоду крутым и сложным упражнениям, почти все забывают про упражнения базовые, составляющие основу вообще всего?
С базой нужно работать всегда! Спросите любого известного музыканта, особенно, если он действительно прилично владеет инструментом, и он вам подтвердит, что каждый день уделяет самым простым упражнениями не менее 20% времени всего занятия. Каждый день!
Возвращаем в сет упражнений одиночные удары и их простейшие группировки, вспоминаем «лесенку», а вот «паука» лучше пока убрать в сторону, хотя бы недели на 2.
И каждый день стремимся выполнить эти базовые упражнения еще лучше, чем вчера, еще четче, еще менее энергозатратно, с лучшим контролем постановки рук. Даже если вам кажется, что предел уже достигнут, все равно стараемся сделать еще лучше. Вы удивитесь, как это повлияет на исполнение сложных фигур.
3. Пренебрежение изучением теории.
Да-да, все верно, гитаристы играют по табулатурам, у барабанщиков есть свои уловки чтобы не учить все эти закорючки. Кто-то просто все делает «на слух», а людей, пытающихся разобраться: он акцент сделал на вторую шестнадцатую, или просто не попал в сильную долю, презрительно называет «технарями». А кто-то вообще вокалист и выше всего этого.
Чего там учить?! И так все понятно. Все так, все точки зрения имеют право на жизнь, но! Надо же еще и с людьми общаться.
Один знакомый бас гитарист чуть не упустил место в перспективной группе несмотря на то, что на прослушивании достаточно годно сыграл подготовленную композицию. Что его подвело? А гитарист той самой группы предложил ему поджемовать в ми миноре. И проблема была не в том, что наш герой не умел в ми миноре (он же металлист, а они почти всю музыку в этой тональности и играют), он просто не понял, что от него хотели и чуть все не испортил. Хорошо хоть сумел выкрутиться. Теперь пришел в школу и старательно налегает на теорию - говорит, прокачка в теории, прокачивает и в практике.
Можете не верить, но обязательно выучите все тональности, все лады народной музыки, чтобы от пальцев отскакивало. Буквально, как таблицу умножения. Далее, анализируйте все разучиваемые произведения с применением этих знаний. Подобная практика поможет вам лучше понять структуру любимых песен. Со временем вы научитесь различать некоторые приемы даже в музыке, которая выходит за рамки ваших вкусовых предпочтений, а это - всегда хороший плацдарм для творческих экспериментов.
4. Пренебрежение изучением нотной грамоты – длительностей
Да что там длительности учить и так все понятно: как слышим, так и играем. Возможно, но насочинял такой «грамотей», своих собственных песен, собрал свою группу, назначили первую репетицию, все пришли... и?
Надо же как-то теперь объяснить, что и как играть. А в группе все только по табам и умеют. Ну ок, цифры на бумаге изобразил, половину партий как играть сам показал, стали собирать все вместе, и тут понеслось: вот тут нужно так туф-туф-быщ, а потом тыщ-дыщ, а потом так джи-джи-джи, только быстрее, чем раньше. А ты тут делаешь бум, но не вместе с ним, а чуть позже. Не, не так сильно позже, чуть раньше, но чуть позже.
Белиберда, правда?
Так вот вместо этого «чуть позже и т.д.» в большинстве случаев достаточно сказать «на вторую шестнадцатую» и всем все ясно. Ясно, насколько именно позже. Но весь смак владения нотной грамотой, в особенности понимания длительностей, нот и пауз даже не в этом.
А в том, что если вы выучили все ноты, а так же все длительности, знаете и понимаете как они группируются, то вы знаете и понимаете, как они играются в любой ситуации и последовательности. Это если вы хорошо учили. Не так-то просто без подготовки сыграть на ту самую "вторую шестнадцатую", когда на первую стоит пауза. Когда вы это изучаете в теории, вы это же осваиваете и на практике, а далее, вы не поверите, вам становится гораздо проще снимать на слух композиции других музыкантов.
Как думаете, почему профессиональные музыканты, окончившие консерватории, так здорово играют с листа без подготовки? Просто берут нотный текст и играют? Потому что они различные комбинации нот и длительностей уже проигрывали много-много-много раз.
Сравните с литературным текстом. Грамотный человек читает быстро и красиво умеет говорить. Кто плохо в школе учился - читает медленно и мысли формулирует с трудом, особенно сложные, замедляется, если встречает незнакомое слово, состоящее из большого количества букв.
Так же и в нотном тексте. Кто много нот читает, тот лучше сочиняет и импровизирует. Учите ноты и читайте как можно больше с листа. Даже свои базовые упражнения, которые вы играете уже 50 лет. Читайте с листа.
5. Пренебрежение ритмикой и работой с метрономом. Несоблюдение длительностей нот.
Очень многие просто не задумываются над тем, насколько важно иметь развитое чувство времени и уметь играть ровно. Уже слышу возражения: а как же грув, все крутые чуваки играют с задержкой. Все верно, но!
Чтобы вкусно играть с задержкой, эту задержку, как и любое другое отклонение от правил, нужно уметь контролировать. Чтобы суметь круто сделать неправильно, нужно уметь круто делать правильно.
Сюда же можно отнести и пренебрежение соблюдением длительностей. Очень немногие, например, басисты, вовремя снимают ноту, за которой идет пауза. Часто из-за элементарной неграмотности. Если их никто не заставлял учить ноты и их длительности, они этого и не делают. В итоге такое исполнение звучит смазано и неряшливо.
Если в такте 4 четвертные ноты, то они должны звучать одинаково по длительности. Абсолютно одинаково. Но часто можно слышать 4 разные ноты. У них совсем чуть-чуть может отличаться длительность, нетренированное ухо, возможно и не поймет в чем дело, но воспринимает при этом играемый музыкальный отрывок, как смазанный и неряшливый. Что делать?
Играть под метроном в медленном темпе с точнейшим соблюдением всех длительностей. Скучно? Возможно. Не интересно? Наверняка. Зато со временем сделает вашу игру более собранной, четкой и качевой. А еще этот способ подходит для повышения скорости, все ведь хотят играть быстро, не так ли? Об этом далее.
6. Торопливость. Завышенные темпы. Разучиваемые композиции существенно выше текущего технического уровня.
Все торопятся. Хотят быть самыми первыми, самыми быстрыми и вообще самыми-самыми. Часто, пренебрегая стремлением стать самым точным и аккуратным. Что имеем?
Несогласованность левой и правой руки там, где они должны работать вместе (привет запиливающим гитаристам), и, наоборот, завидную синхронность там, где это не нужно (салют барабанщикам-торопыгам).
Решается просто. Играем упражнения в медленном темпе под метроном до полного контроля над каждым элементом. Да, угол медиатора, постановка пальца на гриф, синхронность постановки пальца и щипка струны - это все должно контролироваться чуть более, чем полностью.
Почувствовал контроль? Молодец! Добавляй 5 ударов на метрономе. Да, именно 5 ударов. Не более. И снова до полного контроля. Если будешь следить за каждой мелочью, заметишь, как все рассыпается после увеличения темпа всего на 5 ударов. Не рассыпается? Лучше ищи. Нашел? Настраивай контроль. Настроил? Точно? Везде-везде? Добавь еще 5 ударов. Тут как нельзя более уместен принцип: тише едешь - дальше будешь.
7. Пренебрежение правильной постановкой рук/ног/гортани и пр.
Иногда подход «мне так удобно» работает. Но только иногда. Часто новички берут инструмент как получится, начинают извлекать какие-то звуки. Со временем постановка адаптируется к тому, чтобы было чуть удобней, или же к неправильной постановке в итоге привыкаешь и кажется, что так и должно быть. Вариантов масса.
Результат всегда один: неправильная постановка - залог задержек в прогрессе, а так же риск травмы. Десятки гитаристов, басистов, барабанщиков, клавишников периодически страдают от болей в запястьях, предплечьях, шее, спине, поскольку их мышцы испытывают никому не нужные нагрузки, которые мешают двигаться к цели. Вокалисты не достают ноты, гитаристы не выгребают темпы.
Трудно представить гитариста, который вытащит рифф Master of Puppets в нужном темпе, играя от локтя. А если и вышкребет с десяток тактов, то ему потребуется спортивный массажист - расслаблять забитое предплечье.
Самая большая группа риска - это вокалисты. Особенно любители экстрим вокала. Это по струнам шкрябать нам вроде бы как не естественно, поэтому осторожность еще соблюдается иногда, а вот орать-то мы все умеем с самого раннего детства. А потом - сорванные глотки, узелки на связках и приехали. От этого даже звезды не застрахованы.
Многие определяют уровень подготовки бас гитариста, например, по постановке его правой руки. Не лишено смысла, кстати.
Тут может быть только один совет: идти к хорошему преподавателю. И чем раньше, тем лучше. Постановка - штука очень индивидуальная и что работает для одного, может со временем навредить другому.
И всегда следите за своими ощущениями во время занятий. Есть боль или неудобство - обращаемся к спецу и решаем проблему.
Есть один знакомый барабанщик, играет преимущественно тяжелый рок. Уже более 20 лет за установкой: концерты, гастроли, альбомы. Так он все равно до сих пор раз в несколько лет ходит к своему преподавателю и они вместе ставят его руки-ноги на место.
Со временем, особенно при очень эмоциональном исполнении, что характерно для рок-музыки, контроль за постановкой теряется, играть «как попало» становится удобно. А если играть как попало много и подолгу, то можно заработать растяжение и надолго прекратить практику со всеми вытекающими последствиями.
Конечно, здесь собраны далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются на пути музыканты, оттачивающие мастерство самостоятельно. Но правильная работа с перечисленными задачами, поможет добиться более качественных результатов гораздо быстрее. Лучше, чтобы рядом был опытный человек, который поможет в нужный момент советом, наглядно покажет и подробно разъяснит все нюансы, а также проконтролирует корректность и глубину проработки проблемы. Кстати, если ты уже занимаешься с преподавателем и в этом списке есть хотя бы 2 пункта, о которых он тебе никогда не говорил и не стремился проработать, рекомендуем задуматься.
В следующей статье мы обсудим, к кому стоит обращаться за помощью, если самому получается не очень хорошо. И как выбрать преподавателя или музыкальную школу.